Купить билет

Собиратели

Соломко Сергей Сергеевич

Соломко Сергей Сергеевич

С.С. Соломко. Фотография в открытом доступе в Интернете

Авторы: Шангина И.И., главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук, профессор; Черенкова Л.Г., зав отделом учета (справка о судьбе коллекции после поступления в Российский этнографический музей).

Соломко Сергей Сергеевич – художник-график, акварелист, иллюстратор книг, представитель «русского стиля» в живописи, коллекционер.

Сергей Сергеевич Соломко родилcя 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Черниговской губ. Его отец полковник Сергей Афанасьевич Соломко состоял в группе военных при великом князе Константине Константиновиче. Детство художника прошло в пос. Стрельна недалеко от Петербурга, где находился дворец великого князя. Художественное образование С.С. Соломко получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился с 1883 по 1887 г. После окончания стал вольнослушателем Императорской Академии художеств в Петербурге (1887–1888). 

С 1880-х гг. С.С. Соломко сотрудничал в качестве художника с литературно-художественными журналами: «Нива», «Мир искусства» «Живописное обозрение», «Всемирное обозрение», «Столица и усадьба». Впервые его иллюстрации были опубликованы в 1882 г. в еженедельном иллюстрированном журнале «Север» – иллюстрация к драматическому этюду поэтессы и переводчицы О.Н. Чюминой «Искушение» и рисунок «Клеопатра». Жанр журнальной иллюстрации был в те годы новым для России и С.С. Соломко, наряду с Е.М. Бём,  стал наиболее известным  его представителем. Впоследствии многие из его журнальных рисунков издавались в виде почтовых открыток. Помимо этого для журналов он делал зарисовки театральных спектаклей.

Одновременно с работой в журналах художник сотрудничал с крупными издательствами, такими как « Товарищество И.Д. Сытина и К⁰», «Издательство А.С. Суворина», «Товарищество А.Ф. Маркс». Для издательства А.С. Суворина он в 1895–1901 гг.  выполнил рисунки к произведениям А.С. Пушкина  «Каменный гость», «Утопленник», «Сказка о царе Салтане», «Бахчисарайский фонтан»; к поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». По заказу  издательства А.Ф. Маркса выполнял в составе группы художников иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. 

В нач. XX в. С.С. Соломко  активно участвовал в работе эмальерной мастерской Ф.И. Рюкерта в Москве, славящейся своими изделиями с перегородчатой эмалью. Он выполнял для нее модели в технике гуаши и акварели, которые в мастерской превращали в эмалевые миниатюры. Их передавали в «Дом Фаберже», где вставляли в серебряные изделия – шкатулки, ковши, таблетницы, коробочки и другие произведения декоративного искусства. Кроме того С.С. Соломко выполнял образцы рисунков для сервизов, ваз и декоративных тарелочек Императорского фарфорового завода. Художник также делал зарисовки театральных постановок для публикации в театральной периодике, а также по заказу театров рисовал афиши.

В иллюстрированных журналах, на почтовых открытках, на предметах фарфоровых чайных сервизов, вазах, серебряных шкатулках  можно было видеть картинки из жизни русских людей XVII в. Тема русского Средневековья, в том числе и бытового уклада людей вдохновляла не только С.С.Соломко. Во втор. пол. XIX – перв. десятилетии XX в. создавалось много произведений, посвящённых людям и событиям допетровского времени. Картины на темы русской истории  писали многие художники: К.В. Лебедев, Н.В. Неврев, Г.Г. Мясоедов, К.Е. Маковский, И.Е. Репин, В.И Суриков, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров. Теме боярского быта были посвящены живописные произведения К.Е. Маковского, И.С. Горюшкина-Сорокопудова, В.Г. Швартца, К.В. Лебедева, С.В. Иванова и многих других художников. В это же время издавалось много исторических романов, повестей, драматургических произведений на темы истории России XVII в. Их создавали М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников Ф.В. Булгарин, А.К. Толстой, Г.П. Данилевский. В духе русской архитектуры XVII в. возводил храмы и городские особняки Н.В. Султанов. История допетровской России, русской старины вызывала большой интерес в разных слоях русского городского населения, в помещичьих усадьбах и дворцах. В отечественной культуре втор. пол. XIX в. шел процесс переосмысления исторического прошлого. Передовые деятели искусства, инициировавшие его, считали, что России необходимо отказаться от европейского пути развития, сознательно выбранного ею в XVIII столетии, и вернуться к национальным традициям, прерванным реформами императора Петра Первого. Эпоха Средневековой Руси, особенно  XVI–XVII вв., рассматривались ими как время расцвета в стране самобытной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, иконописи, как время сложения национального русского стиля.

С.С. Соломко как художника интересовали не столько исторические события этого времени, сколько повседневная жизнь людей XVII в. Герои его жанровых картинок, одетые в яркие русские костюмы, ходят друг в другу в гости, пьют чай, гуляют по улицам, веселятся, сплетничают, влюбляются: «Вечерняя прогулка», «В погоне за счастьем» «Она жеманится», «Гордая» и др. Особенно художник любил изображать любовные взаимоотношения людей. Героями таких романтических картинок, как «Соблазнитель», «В ожидании ответа», «Серьезный вопрос», «Встреча»,  «Объяснение в любви», «У забора» и др. являются обычно два персонажа – молодцеватый  парень в расшитом золотом кафтане и красивая девушка в парчовом  или шелковом сарафане, головном уборе, украшенном золотошвейной вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями. Они кокетничают, добиваются внимания друг друга, флиртуют, сердятся. На открытках С.С. Соломко изображал также героинь русских былин. Василиса Микулишна, Апраксия Королевична, Настасья Королевична, Забава Путятишна, Царевна Азвяковна, Марья Лебедь Белая Лиходеевна ─ все они, как и в былинах, красивые богатырши: «У ней белое лицо ровно белый снег / Ягодицы ровно маковицы / Черные брови черна соболя /Ясные очи ясна сокола / Ретивым она сердцем хитра-мудра». Все произведения С.С. Соломко, рассказывающие о будничной жизни людей XVI–XVII вв., о былинных богатыршах, сказочных красавицах, полны романтического любования. Они вызывали у зрителей чувство ностальгии по этому давно ушедшему миру прекрасной русской старины, указывали людям на их неразрывную связь с далеким самобытным прошлым.

Яркий образ русской старины С.С. Соломко создавал с помощью костюмов, в которые были одеты его персонажи. Все остальные предметы быта, а также церкви, жилые здания, которые указывали на время, его не интересовали. Событие, изображенное им, происходило на фоне природы. Своих героев С.С. Соломко одевал в костюмы крестьян втор. пол. XVIII – перв. пол. XIX в., добавляя к ним некоторые детали, характерные для одежды XVII в. Иногда на основе крестьянского костюма, он создавал свой причудливый вариант костюма, который воспринимался как настоящий русский.

При этом С.С. Соломко хорошо знал русский костюм XVII в., как крестьянский, так и боярский У него была обширная коллекция традиционной русской одежды кон. XVIII – сер. XIX в. и некоторого количество «боярских вещей» XVII в. Однако его собрание было мало известно современникам, так как никогда не демонстрировалось на выставках. С.С. Соломко, вероятно, начал собирать свою коллекцию в 1880-е гг., когда стал активно работать с журналами и издательствами по русской тематике. Вещи им, скорее всего, приобретались на антикварных рынках Петербурга, Москвы и губернских городов. Судя по спискам 1921 г., там С.С. Соломко, как и многие другие художники- коллекционеры втор. пол. XIX в., приобретал  не только памятники «русской старины», но и традиционные бытовые предметы разных народов России и зарубежных стран, а также предметы буддийского культа.

К нач. XX в. он уже имел репутацию знатока русского старинного костюма.  В 1902 г. художнику была предложена разработка эскизов русских костюмов XVII в. для придворного костюмированного бала, посвященного 290-летию дома Романовых в Зимнем дворце. Все присутствовавшие на празднестве, состоявшемся в феврале 1903 г., были одеты в роскошные костюмы, разработанные С.С. Соломко. На их основе в 1911 г. на немецкой фабрике «Дондроф» были сделаны эскизы игральных карт серии «Русский стиль» с персонажами в костюмах участников бала. В 1913 г. к празднованию трехсотлетия дома Романовых с них на Александровской мануфактуре были отпечатаны колоды карт, которые неоднократно перепечатывались в советское время и выпускаются до сих пор.

В 1910 г. С.С. Соломко уехал в Париж, где и жил до своей кончины в 1928 г., не прерывая связей с Россией вплоть до 1914 г. Он участвовал во многих выставках Императорского общества акварелистов, основанного в Петербурге в 1887 г., на выставках Санкт-Петербургского общества художников, в Товариществе передвижных художественных выставок. В Париже он принимал участие в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда», а в 1925 г. был одним из инициаторов организации Русского художественно-промышленного института в Париже.

Во Франции С.С. Соломко продолжал рисовать акварели и иллюстрировать книги. Он работал над иллюстрациями к произведениям А. Франса, П. Верлена, А. Мюссе, Т. Готье, Э. Ренана. В 1913 г в Париже вышел каталог открыток С.С. Соломко с его биографией и  подробной характеристикой творчества. Акварели художника, воспроизводившиеся на открытках издательств «Ришар» и «А.Ф. Фельтен», репродуцировались в журналах «Солнце России», «Искра» В 1921 г. для французского издательства И.С. Лапина Соломко создает серию открыток на темы русской старины. В годы Первой мировой войны С.С. Соломко выпустил много открыток на военную тему, работая в 1916 г. по заказам Комиссии для сбора и хранения трофеев войны. Также он писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции.

После Первой мировой войны и революционных событий 1917 г. С.С. Соломко в Россию не приезжал. Его петербургская квартира на Невском проспекте д. 111 , где находилась коллекция, была объявлена бесхозной. Сотрудники Этнографического отдела Русского музея (ЭО), узнав об этом, обратились с просьбой к заведующему Петроградским Отделом по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины В.И. Ерыкалову, с просьбой о передаче ее на хранение в ЭО. В домовый комитет бедноты по указанному адресу  поступило письмо, подписанное В.И. Ерыкаловым: «В виду того, что по имеющимся в Отделе по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины сведениям в квартире Соломко № 111 по Невскому проспекту имеется художественное имущество, Отдел просит Домкомбед не вскрывать означенной квартиры без присутствия сотрудника – эксперта отдела». Через два дня,  6 мая 1920 г., квартира была осмотрена сотрудниками ЭО К.К. Романовым и А.К. Сержпутовским, и в течение нескольких недель составлена опись всех вещей, имевших художественно-историческое значение. В июле – августе 1920 г. они поступили на склад Отдела по охране и учету памятников старины (с 1921 г. – Государственный Музейный фонд Главнауки Наркомпроса РСФСР). В Журнале заседаний Ученого совета ЭО имеется запись от 25 октября 1920 г. о том, что в музей «поступило 15 мест с коллекциями художника Соломко через Отдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины». 25 сентября следующего года она была распределена между двумя отделами: Этнографическим и Историко-бытовым. В ЭО было передано 874 предмета, список которых составил А.К. Сержпутовский. Это был перечень вещей, без каких-либо сведений о них, в том числе без указания этнической принадлежности. Отсутствие легенд о каждом отдельном предмете могло объясняться их утратой при перемещениях коллекций или первоначальным отсутствием у С.С. Соломко. Коллекционеры XIX в. не считали нужным фиксировать место приобретения вещи, время ее изготовления, название или назначения в быту – для них важен был сам предмет, который можно было использовать при написании картины.

Вероятно, на складе Музейного фонда оставалась еще довольно большая часть коллекции С.С. Соломко, включавшая памятники буддийского искусства Сиама (совр. Таиланд) буддийской бронзовой пластики китайской, японской и монгольской работы. Эти предметы были получены музеем в 1923 г.

Первоначально считалось, что все частные собрания художественных ценностей, принятые на хранение музеями, должны были возвращаться владельцам по их первому требованию. Однако уже в январе 1922 г. директору Русского музея Н.П. Сычеву пришло письмо от заведующего Отделом музеев и охране памятников искусства и старины Г.С. Ятманова, в котором музеям запрещалось отдавать владельцам их коллекции, принятые на хранение. 8 марта 1923 г вышел Декрет ВЦИК и СНК «Об учете и регистрации предметов искусства и старины», по которому музеи были обязаны все частные коллекции, хранившиеся в музее, поставить на государственный учет, т.е. включить в состав фондов. В связи с этим коллекция С.С. Соломко была просмотрена, вещи определены по этнической принадлежности, распределены по отделениям музея и записаны в Книгу временных поступлений ЭО. Однако, к сожалению, не все памятники, переданные в отделения, были зарегистрированы в коллекции. Так, например, из 77 предметов, переданных в отделение Кавказа было зарегистрировано в музейное собрание только два ковра – турецкий и туркменский (кол. 5116-1 и 5117-1) – и небольшая коллекция предметов одежды грузин-гурийцев (кол. 5823-1–6). То же случилось с коллекцией дальневосточных и сибирских  предметов, поступившей на регистрацию в IV отделение музея.

Все оставшиеся вне регистрации предметы из коллекции С.С. Соломко при инвентаризации (1930–1933) были включены в так называемую Охранную опись. После Великой Отечественной войны уцелевшие памятники из этой описи были зарегистрированы в сборные коллекции без указания источника поступления. Выявить из них вещи, входившие в состав собрания С.С. Соломко, теперь уже не представляется возможным.

В 1931 г. в связи с расформированием буддийской секции музея было принято решение о передаче двух коллекций памятников буддийского культа (кол. 3846 и 3853) в другие музеи Ленинграда – Государственный Эрмитаж, Музей истории религии АН СССР, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. В 1956 г. памятники культуры и быта народов Зарубежной Азии и Северной Америки, оставшиеся без регистрации в 1920-е гг., были переданы в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера).

В настоящее время в Российском этнографическом музее имеется коллекция памятников русского народа, собранных С.С. Соломко, и зарегистрированных в 1923 г. (кол. 5494). Коллекция включает 349 предметов. Это женская одежда: рубахи, сарафаны, юбки, передники, женские и девичьи головные уборы, платки, головные покрывала, украшения, а также парчовые и шелковые ткани, вышивки, образцы золотошвейной вышивки головных уборов, шейные украшения и косники из шелка, белого бисера, перламутра, жемчуга, стекляруса, а также лестовки. Все вещи, как уже говорилось, не имеют аннотаций и требуют большой источниковедческой работы. Однако уже сейчас ясно, что большая часть вещей изготовлена и бытовала на Русском Севере; несколько предметов (сороки, некоторые кокошники) бытовали в центральной России.

Предметы датируются, в основном, перв. пол. – сер. XIX в., а парчовые и шелковые ткани кон. XVIII в. Кроме русских экспонатов в музее хранится шесть экспонатов гурийской женской и мужской одежды, один турецкий намазлык – молитвенный коврик и дверной занавес на туркменскую юрту.

С.С. Соломко умер в 1928 г. похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Архивные материалы

АГЭ. Ф. IV. Оп. 1. Д. 838 /192/ Л. 1– 6,13. – О коллекции Соломко.
АРЭМ. Ф. Оп. 1 Д. 48а. Л. 13об, 77, 104, 142. – Журнал заседаний Ученого совета Этнографического отдела 1922–1923 гг.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 83. Л. 1–11об. – Опись материалов этнографической коллекции художника С.С. Соломко, принятой на хранение музеем. 1921–1926 г.
РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 378. – Личное дело С.С. Соломко в Московском училище живописи ваяния и зодчества.
РГИА. Ф. 789. Оп. 11 (1887). Д. 158. – Личное дело С.С. Соломко в Императорской академии художеств.

Публикации 

  1. Benjamin Constant Adolphe. Illustrations en couleurs par Serge de Solomko. Librairie des Amateurs, A. Ferroud, F. Ferroud. 1913.
  2. Сергей Соломко. Иллюстрированный каталог почтовых открыток. Издательство Ильи Лапина в Париже. – Киров: Издательский дом «Крепостновъ», 2013. – 400 с.
  3. Русские красавицы. Художник С.С. Соломко [Набор открыток]. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2011.

Библиография 

  1. Художнику С.С. Соломко // Последние новости. – 1927. – 19 мая, № 2248. – С. 4; 27 авг., № 2348.– С. 3. 
  2. Некрологи // Последние новости. (Париж). – 1928. – 3 февр., № 2508 – С. 4.
  3. Некролог // Возрождение (Париж). – 1928. – 3 февр., № 976.
  4. Рул (Берлин). – 1928. – 5 фев., № 2187.
  5. Некролог // Печать и революция. – 1928.– Кн. 4. – С. 233. 
  6. Сидоров А.А. Русская графика начала XX в. // Очерки истории и теории. – М: Искусство, 1969. – 250 с.
  7. Модзалевский В.Л. Малороссийский родословник. – Киев, 1914 – Т. 4. – С. 750. 
  8. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. В 6 Т. Скр–Ф. – М.: «Пашков дом», 1999. – Т.6. – Кн. 2. – С. 109.
  9. Шестимиров А. Генерал от декаденства // Антиквариат – предметы искусства и коллекционирования. – 2003. – № 1–2.(5). – С. 120–125.
  10. Сеславинский М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920–1940-е гг.). – М.: «Университетская книга», 2012. – 260 с. 


Коллекции
 

Гурийцы

№5823. – Мужская верхняя одежда (куртка), мужские жилеты, женская курточка. Включает 6 предметов. Поступила в музей в 1921 и в 1923 г.

Русские

№ 5494. – Предметы женской одежды, девичьи и женские головные уборы, платки, покрывала и образцы ткани, вышивки, украшения. Включала 244 предмета, сохранилось 236. Время сбора неизвестно. Поступила в музей в 1921 г.

Турки

№ 5116. – Намазлык – коврик для совершения намаза. Включает 1 предмет. Время сбора неизвестно. Поступил в музей в 1921 г.

Туркмены

№ 5117. – Энси – ковровый полог, закрывающий вход в юрту. Включает 1 предмет. Время сбора неизвестно. Поступил в музей в 1921 г.

Украинцы/малорусы

№ 4172. – Пояс. Включает 1 предмет. Поступил в музей в 1923 г.

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни

11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.